Доктор медицины Александр Постолаки: «Пришло время вернуться к Гиппократу»

«ДентАрт» №1, 2015 год

Доктор медицины Александр Постолаки, доцент кафедры ортопедической стоматологии им. профессора И. И. Постолаки Государственного университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану (г. Кишинэу, Республика Молдова) — один из тех ученых, чей подход к изучению стоматологических проблем является междисциплинарным не только в общепринятом понимании сотрудничества врачей разных специальностей, но и в контексте применения классических методов научного познания, осознания единства макро- и микрокосмоса и утверждения концепции врач — пациент — природа. За последние годы Александр Постолаки опубликовал более 90 научных работ в различных изданиях и получил 4 авторских свидетельства об изобретениях по научному направлению «окклюзионные нарушения зубов, их профилактика и лечение», отмеченные на международной выставке в 2007 году серебряной и бронзовой медалями. За серию статей, опубликованных в журнале «ДентАрт», и учебное пособие в 2013 году награжден Российской Академией Естествознания (РАЕ) и Европейским научно-промышленным консорциумом (ESIC) Золотой медалью «Европейское качество» (Gold medal «European Quality»). В том же году А. И. Постолаки присвоено ученое звание профессора Российской Академии Естествознания.

«Расширить Землю до границ Космоса»

—Ваши статьи последних лет в журнале «ДентАрт» и других изданиях засвидетельствовали, что в Вашем лице наука имеет стоматолога-философа, чей взгляд на формирование всего живого на Земле углубляется в такие горизонты, о которых многие врачи и понятия не имеют. Где ис* токи такого подхода*увлечения? В детстве? Юности? Книгах?

—Во-первых, разрешите выразить благодарность редакции журнала за приглашение побеседовать в вашей уютной Гостиной! Для меня это высокая честь! Здесь всегда можно встретить интересных, умных людей, профессионалов в своем деле, и журнал дарит читателям исключительную возможность узнать их ближе, задуматься над перипетиями судеб и жизненными коллизиями и в то же время узнать мнение о существующих проблемах и достижениях в стоматологии. Вы знаете, я часто слышу в адрес своих публикаций, что они представляют собой философское направление, а не научное. Это неверно, так как философия и наука имеют тесную и неразрывную историческую связь, и именно из философии как способа постижения мира возникли в свое время науки. Поэтому в своих работах я опираюсь на классические методы научного познания, которые были сформулированы еще несколько столетий назад всемирно известными и признанными учеными, философами, математиками и физиками, такими как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, и являются основой современного естествознания, и только со временем для научного познания стала применяться совокупность интеллектуальных и материально-вещественных способов достижения истинных знаний, и не более того.

А все началось с книги, которую мне подарил отец. Мне было тогда около 10 лет, я сильно болел, и в один из вечеров отец зашел ко мне в комнату и протянул несколько новых книг, пахнущих свежей типографской краской. Самой большой и красочной из них была «По следам минувшего» палеонтологов Ирины и Владимира Яковлевых. Это был настоящий шок! Я прочитал ее залпом за несколько дней и был потрясен повествованием об удивительных созданиях природы, живших миллионы лет назад на Земле. После этого я быстро пошел на поправку! Потом еще неоднократно ее перечитывал. На ней выросло несколько поколений, в том числе и мой старший сын Игорь, который учится на зубного техника. И спустя столько лет я держу ее в руках, и она не перестает меня восхищать прекрасным оформлением и стилем написания. И я давно пытаюсь в книжных магазинах найти что-нибудь подобное, увлекательное и захватывающее, но уже для своей любимой дочки Алины, но лучше книги, чем эта, так пока и не нашел. Алина большая умничка! Мы решили, что когда она подрастет, напишем сами книгу о невиданных цветах, зверях, птицах. Надеюсь, наша мечта обязательно сбудется, и первым об этом узнает журнал «ДентАрт»! Конечно, истоки моего увлечения историей нашей планеты тянутся из детства под влиянием книг, художественных и научно-популярных фильмов, которые я люблю смотреть до сих пор. В начале 80-х на «Киевнаучфильме» был снят захватывающий фильм «Люди и дельфины», и каждую серию я ждал с огромным нетерпением. Кроме того, в нашей семье выписывали журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила», у друзей брал читать «Вокруг света». Вместе с отцом всегда обсуждали какие-то интересные статьи, популярные когда-то телепередачи «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное невероятное». Нельзя не вспомнить и серию не менее популярных и известных в Советском Союзе книг «На суше и на море». Заветной мечтой отца в молодости было сконструировать телескоп и в редкие минуты отдыха изучать ночное небо. Много лет он выписывал журнал по астрономии. Теперь над этим задумываюсь и я.

Второй этап увлечения начался, когда я работал над своей диссертацией и наибольшее впечатление из литературы на меня оказал, без преувеличения, журнал о науке и искусстве в стоматологии «ДентАрт», где публиковались интереснейшие статьи Э. Я. Вареса, великолепные мнографии Л. М. Ломиашвили и соавт. «Художественное моделирование зубов», В. Р. Окушко «Физиология зубов», А. П. Стахова и соавт. «Коды да Винчи и ряды Фибоначчи» и многие другие. Под их непосредственным влиянием мною были предложены собственные практические наблюдения и техника моделирования окклюзионной поверхности зубов. Первая статья об этом была напечатана в 2007 г. в журнале «ДентАрт». К августу 2009 года я закончил работу над большой статьей «О проявлении «золотого сечения», «чисел Фибоначчи» и «закона филлотаксиса» в природе, в строении организма и зубочелюстной системы человека». Тема, которую я взялся изучать, на тот момент была еще малопонятна и почти незнакома большинству стоматологов, хотя о применении С. В. Радлинским «золотой пропорции» в прямой реставрации зубов уже было известно по публикациям в «ДентАрте», а также из его многочисленных лекций в различных городах и странах, надо сказать, неоднократно проведенных с успехом и в Кишинэу. Лекции и мастер-классы С. В. Радлинского – это вообще отдельная тема. Признаюсь, что от них у меня было не меньшее потрясение, чем от прочитанной в детстве книге, о которой я рассказал! И, конечно, особое влияние на меня оказало тесное общение с такими учителями в профессии, как д-р медицины, проф. В. З. Бурлаку, д-р медицины, доцент В. Д. Фала. Они поддержали меня на избранном пути: неоднократно я с ними консультировался и продолжаю делать это и сейчас, за что искренне и сердечно благодарю.

В последующем, когда в конце 2009 года была напечатана в «ДентАрте», можно сказать, первая статья из будущей серии, о спиральной симметрии в строении зубочелюстной системы, именно редакция журнала «ДентАрт» предложила мне продолжить развивать начатую тему. Я очень благодарен «ДентАрту» за этот сложный, во многом переломный, но очень важный и интересный период моей жизни, который мы провели вместе, и надеюсь, наше сотрудничество продолжится и в дальнейшем! Хочу отметить, что только за период 2010-2012 годов в журнале вышла серия из 8 моих статей под общим названием «Репаративная регенерация – «Чаша Грааля» в стоматологии третьего тысячелетия. Форма и Эволюция». В этом году планируется завершить серию из 3-х частей «Филлотаксис и биомеханика зубов». Хочется надеяться, что читатели узнают много нового, может быть, неожиданного, и возможно, их знания о человеке и миропонимание в целом изменятся и станут шире и глубже. Человек испокон веков мечтает постичь тайны мироздания и расширить Землю, как герой «Соляриса» С. Лема, до границ Вселенной. А для врача расширение знаний — это бесконечный, но необходимый для блага людей процесс.

«Врач — пациент — природа» — обновленная концепция общей медицины и стоматологии

— Насколько, по вашему мнению, важна в настоящее время философия, история медицины в медицинских университетах? Где-то эти предметы сокращают или вообще идет речь об их упразднении, так как считается, что будущим врачам следует больше овладевать компьютерными технологиями.

— Если подобное уже происходит в каких-либо вузах или ожидается в ближайшей перспективе, то считаю это грубейшей ошибкой, которую не заменить никакими современными технологиями, которые таковыми являются лишь в настоящее время. Другое дело, философию следует приблизить непосредственно к медицине и педагогике, а для этого надо больше внимания уделять в процессе обучения классикам медицины и биологии. В Краткой медицинской энциклопедии я нашел следующее разъяснение, которое позвольте процитировать: «Важнейшими философскими вопросами биологии и медицины являются вопросы о сущности живого, о происхождении органического мира и целесообразности живого, о месте медицины среди наук о человеке, о сущности здоровья и болезни, а также проблема поиска конструктивных принципов построения теории медицины». Вспомним, что со времен Пифагора, употребившего впервые по отношению к себе слово «философ», то есть любящий мудрость, первые философы были и первыми математиками, физиками, врачами и т. д.

Согласитесь, что сегодня философию медицины и биоэтики как предмет ведут специалисты, непосредственно не имеющие отношения к медицине или вообще биологии. Создается впечатление, что медицину и философию намеренно отдаляют друг от друга, доводя до негласной конфронтации, не понимая последствий, которые отразятся на всей медицине и приведут к катастрофическому кризису. Первые признаки этого процесса видны невооруженным взглядом уже сегодня, нужно только объективно оценить реалии и найти мужество признаться в этом. Мы даже говорим об этих проблемах ежедневно, но не замечаем и не понимаем до конца их причин, не знаем способа что-либо изменить в сложившейся ситуации. А сама проблема лежит на поверхности и лишь усугубляется. Ведь если мы говорим об университете, то уже само название подразумевает, что студент должен получать универсальные знания, в стенах университета проходит его формирование как личности с широким кругом междисциплинарных знаний. Параллельно с обучением студентам должно прививаться стремление к самосовершенствованию.

Считаю, что в настоящее время известный гуманистический принцип «человек – природа» остро нуждается в преобразовании в виде обновленной концепции общей медицины и стоматологии, в частности в виде «врач – пациент – природа». И все наши силы должны быть направлены на создание прочного фундаментального основания, обогащенного не только классическими положениями и новейшими достижениями в теории и практике, но и культурологическими с целью воспитания студенческой молодежи в духе заветов великого Гиппократа. Мы часто вспоминаем имя Гиппократа в разных ситуациях и нередко апеллируем к нему, но многие ли читали его труды, пусть даже фрагментарно, задумывались над его наставлениями, абсолютно не утратившими своего значения за почти 2500 лет? Например, хотя бы «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» или «Об искусстве», «О древней медицине». Именно сейчас мы должны обратить свой взгляд к мудрости Античности, к представлениям древнегреческих философов о гармонии и красоте, к наследию эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, ко времени взлета научно-философской мысли и невероятных открытий, изменивших мировоззрение человека в эпоху Просвещения и Нового времени. Но, к сожалению, мы редко обращаемся даже к опыту, советам и предостережениям видных деятелей науки, педагогики и искусства уж совсем недавнего прошлого, так как скорее не знаем о них ничего или почти ничего. Это В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, А. Швейцер и многие другие выдающиеся личности мирового значения. А ведь Н. К. Рерих говорил: «Всякое духовное обнищание постыдно всегда»; «Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого – не может быть духовно развитым»; «Улыбайтесь, когда назовут учеными духовных нищих».

«Не упусти! Не навреди! Живи и помни!»

— Расскажите об этапах своего профессионального становления.

— Cвою трудовую деятельность я начал в 15 лет в качестве санитара операционного блока в Центральной больнице скорой медицинской помощи г. Кишинэу. На эту работу меня устроил отец в 1987 году, так как успехами в учебе я не блистал, а для поступления в мединститут необходимо было иметь трудовой стаж. После уроков в школе четыре раза в неделю я выполнял самую нелицеприятную работу, которая запомнилась мне на всю жизнь. После окончания 10 класса я не прошел по конкурсу на вступительных экзаменах и осенью, в конце ноября 1989 года, поступил на подготовительное отделение при Кишиневском государственном медицинском институте. И уже летом 1990 года, сдав успешно экзамены, я стал наконец-то студентом, но не стоматологического факультета. Спустя годы меня неоднократно спрашивали, почему я сразу не «пошел на стоматолога»? Тогда я не послушался совета отца, так как для меня большей романтикой была овеяна профессия старшего брата Валерия, работавшего врачом скорой помощи. После окончания в 1996 году лечебного факультета ГУМФ им. Николае Тестемицану я был зачислен в интернатуру, которую успешно прошел в Клинической больнице № 1 г. Кишинэу. У меня остались самые теплые воспоминания о моих наставниках, с которыми я до сих пор стараюсь под% держивать дружеские отношения. После постдипломной специализации по общей терапии в 1997-2000 гг. работал врачом-физиотерапевтом в Центральной железнодорожной больнице станции Кишинэу. Эта специальность мне очень нравилась, и я многому научился, а главное, смог убедиться, насколько эффективным бывает лечение пациента физическими методами, а не только фармакологическими средствами. К концу 1990-х годов на госпредприятии «Железные дороги Молдовы» сложилась непростая экономическая ситуация, в результате которой я попал под 50% сокращение ставки врача, но продолжал работать, сводя концы с концами, так как другого выхода не было. Время было сложное, пытался зарабатывать деньги как мануальный массажист, чтобы хоть как%то прокормить семью. И в этот период отец предложил подумать еще раз о поступлении на стоматологический факультет. И я его послушался. В период с 2000 по 2003 год прошел обучение в резидентуре по общей стоматологии, а затем поступил в аспирантуру по этой же специальности. В 2007 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицины по проблемам окклюзионных нарушений зубов.

В настоящее время мои научные исследования посвящены изучению вопросов биоматематических законов развития и формообразования зубочелюстно-лицевой системы человека. Поэтой теме было о п у б л и к о в а н о учебное пособие «Современная концепция о формообразовании челюстно-лицевой систем ы ч е л о в е к а » (2012), в которой официальным рецензентом выступил проф. А. П. Стахов (Украина, Канада). В 2012 г. Международное издательство Lambert Academic Publishing (Германия) опубликовало книгу проф. А. П. Стахова «Основы математики гармонии и ее приложения» в 3-х томах, в которую были включены также и научные идеи по теме проводимых мною исследований.

Два года назад вышла моя монография «Клинические аспекты реставрации боковых зубов и окклюзии», посвященная светлой памяти моего отца – учителя в жизни и профессии, друга и наставника Иллариона Ивановича Постолаки. Она предназначена для студентов, резидентов и врачей-стоматологов, и основная ее цель в том, чтобы показать реальную возможность выполнять различные по степени сложности клинические задачи, максимально сохраняя объем твердых зубных тканей, минимально подвергая травматическому инструментальному воздействию, например, интактные зубы, ограничивающие малый включенный дефект, с целью восстановления непрерывности зубного ряда безметалловым адгезивным протезом, проводить качественную изоляцию операционного поля специально разработанными инструментами, когда ситуация по каким-либо причинам не позволяет врачу самостоятельно установить систему раббердам или применение анестезии нежелательно при повышенном риске развития побочных эффектов. Подробней мне хотелось бы рассказать о своей книге «Николай Рерих: Живущим – до востребования», которая вышла из печати 19 октября 2013 года, в канун дня рождения моего отца, и была моим памятным подарком ему. Она состоит из двух частей, и первая представляет собой синтез из высказываний, размышлений, советов и предостережений Н. К. Рериха (1874-1947), которые, на мой взгляд, по-прежнему актуальны для всего общества и не потеряли со временем своей злободневной остроты. Самое главное, что в таком формате они могут быть легко восприняты неподготовленным читателем, особенно молодого возраста.

Вторая часть книги освещает биографию моего отца, в сжатой форме даны основные результаты докторской диссертации (особенности реакции зубных тканей на глубокое препарирование и репаративной регенерации дентина), а также сюда включены мои отдельные статьи и лекции, которые так или иначе затрагивают и тему творчества Н. К. Рериха. В августе 2014 года была завершена работа над созданием музыкального киноэскиза, посвященного творчеству Н. К. Рериха. В фильме продолжительностью 27 минут зрители увидели 20 картин Н. К. Рериха, таких широко известных, как «Философ. Тишина», «Жемчуг исканий», «Книга мудрости», «Сострадание», «Знамя Мира» и другие, и сопровождалось это простыми, мудрыми и жизненно важными в наше неспокойное время мыслями, советами, предостережениями из рериховских статей, очерков разных лет, вошедших в книгу: «Вы говорите: «Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела» (ПУТИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. Адамант, 1920);

«Друзья невидимые! Знаю вас. Знаю, как нечеловечески трудно вам превозмочь все условности жизни и не погасить ваш светоч. Знаю, как болезненно для вас идти под презрением тех, кто построил свою жизнь на темных понятиях денег» (ПУТИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. I, 1921.); «Люди слишком «заняты» в мелком значении слова [...], но самое главное значение, что пошлость восторжествовала. Царство этой таинственной силы пошлости безгра* нично» (ПУТИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. Действие, 1922); «Красота есть луч постижения и возвышения. [...] Без Красоты, как сухие опавшие листья, будут унесены вихрем жизни исписанные листы бумаги и вопль духовного голода по-прежнему будет потрясать пустынные в своем многолюдстве города» (ПУТИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ. Звезда Матери Мира, 1924); «Именно теперь, освободившись от предрассудка отрицания, люди опять заглянут в древние записи и почерпнут полезные соображения из опыта веков» (ВРАТА В БУДУЩЕЕ. Ягиль, 1935).

Во время обсуждения фильма студенты воодушевленно делились своими впечатлениями, у некоторых блестели от восторга глаза и лица были озарены светом улыбки. Тематика фильма была им почти незнакома, и полной неожиданностью оказалась для них его премьера в обычный учебный день. Было заметно, они открыли для себя что-то необычайно новое, что всколыхнуло их внутренний мир и не оставило равнодушными. И я абсолютно убежден, что на окружающую нас действительность, общую ситуацию в мире и нескончаемые людские страдания эти ребята станут смотреть совершенно иными глазами. Н.К. Рерих твердо верил, что «Лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли».

«Исследования моего отца помогают остановить «эпидемию» массового депульпирования зубов»

— Вы работаете на кафедре имени своего отца – профессора Иллариона Постолаки. Сколь велико было его влияние на развитие стоматологии Молдовы и других стран?

— Вначале нужно сказать о том, что в основе становления и развития стоматологии в Молдове лежал опыт российской, украинской и латвийской стоматологических школ. Обширную статью об этом к 50-летию стоматологического факультета, которое отмечалось в 2011 году, написала выпускница Харьковского медицинского стоматологического факультета, д-р медицины, профессор Софья Васильевна Сырбу. И, соответственно, формирование преподавательского состава кафедр проводилось в начале 1960-х из первых выпускников, вернувшихся на родину в большинстве своем из Харькова и Одессы. По приглашению Кишиневского медицинского института из Киева приехали преподавать профессора Н. В. Фетисов — зав. кафедрой хирургической стоматологии 1961-1968 гг. и по совместительству руководитель методико-дидактического образовательного процесса на кафедрах терапевтической и ортопедической стоматологии и С. П. Мудрый — зав. кафедрой ортопедической стоматологии в 1961-1962 гг.

Мой отец Илларион Иванович Постолаки получил образование в Харьковском государственном медицинском стоматологическом институте. В 1962%1963 гг. работал клиническим ординатором кафедры ортопедической стоматологии Киевского государственного медицинского института им. А. А. Богомольца. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «Клиника и лечение глубокого прикуса у детей. Клинико-экспериментальное исследование» (г. Кишинэу). В 1983 году защитил докторскую диссертацию «Закономерности защитно-компенсаторной реакции в зубных тканях и возможности ее стимулирования при ортопедических вмешательствах. Экспериментально-клиническое исследование» (г. Киев). В 1969-2007 гг. – зав. каф. ортопедической стоматологии ГУМФ им. Н. Тестемицану. В 1971-1982 и в 1993-2001 гг. – декан стоматологического факультета этого университета. За% служенный деятель науки Республики Молдова, доктор медицинских наук, профессор. В 2013 г. Российской Академией Естествознания присвоено почетное звание – Основатель молдавской научной школы ортопедической стоматологии.

В своих работах проф. И. И. Постолаки неоднократно подчеркивал, что стоматологи-ортопеды, к сожалению, нередко препарируют зубы, не соблюдая нужных мер для активации защитных процессов и профилактики возможных осложнений. В своих исследованиях он убедительно доказал, что такой подход к процессу подготовки зубов под искусственные коронки не оправдан с биологической точки зрения, так как препарирование зуба следует рассматривать как вид хирургического вмешательства, требующего соответствующих защитных мер, направленных на создание оптимальных условий для проявления защитных реакций. Вопросы, связанные с защитно-компенсаторной реакцией зубных тканей, являются одними из фундаментальных для теоретической и практической стоматологии, и в связи с тем, что широкое распространение получила методика глубокого препарирования зубов, полученные И. И. Постолаки результаты обретают еще большую актуальность, чем прежде. Установленные проф. И. И. Постолаки факты, закономерности и разработанные практические рекомендации для врачей%стоматологов в настоящее время следует считать особо ценными в контексте новейших достижений как в ортопедической, так и в терапевтической стоматологии. Но по ряду причин эти основополагающие, жизненно важные не только для стоматологического, но и общесоматического здоровья пациентов принципы профилактики и лечения малоизвестны сегодня или незаслуженно забыты, а следовательно, малоприменимы. Имеющийся теперь в арсенале стоматологов широкий спектр анестезирующих препаратов позволяет более широко проводить депульпирование зубов, ошибочно преподнося подобный план лечения пациенту как «обязательный» этап предортопедической подготовки. Последствия такого массового депульпирования зубов, особенно в молодом возрасте, не являются ни для кого секретом, они хорошо известны и стали частью повседневной действительности. И ситуация пока мало меняется в сторону сохранения витальности зуба перед препарированием. Часто и сам пациент не понимает серьезности отдаленных последствий, которые порой на самом деле не так далеки, как это может показаться вначале. Общесоматические заболевания, которые за последние десятилетия сильно «помолодели», а тенденция в этом плане, как мы видим, только ухудшается, несомненно, оказывают влияние и на стоматологическое здоровье и могут провоцировать развитие воспалительно%дистрофических процессов в тканях пародонта или вызвать обострение уже имеющихся хронических заболеваний, находящихся в стадии ремиссии. Поэтому я как сын, ученик и последователь своего отца и учителя стараюсь через свои статьи, лекции, книги знакомить студентов и врачей с теми достижениями молдавской национальной стоматологии, которые являются гордостью нашей страны и оказали влияние на развитие всей общей стоматологии.

«Мы лишь подошли к берегу неизведанного субатомного океана»

— В «ДентАрте» готовится к печати заключительная часть Вашего увлекательного эссе «Филлотаксис и биомеханика зубов». Чего ожидать читателям дальше? Не устали «с терпеньем Сфин* кса размышлять над тайнами веков»?

— За годы интенсивной работы над циклом статей постепенно увлечение переросло в образ жизни, и я понемногу научился прислушиваться к своему внутреннему голосу и тоньше воспринимать мир природы и те знаки, которые даются человеку свыше. Это обогатило меня знаниями, а значит, во многом укрепило уверенность в повседневной профессиональной деятельности, в общении с пациентами, со студентами, потому что иначе теперь видишь, чувствуешь, понимаешь. В дальнейших планах остается изучение механизмов эволюции и формообразования биологических объектов в природе, а также особенностей индивидуального развития человека и зубочелюстной системы, сложности существующих общих родственных взаимосвязей, что называется глубокой гомологией. Также думаю продолжить изучение вероятностных процессов, происходящих в зубных тканях на микроуровне. В этом плане нам еще нужно немало потрудиться, так как дальнейшее развитие нанотехнологий и внедрение их в практическую стоматологию невозможно себе представить без создания прочной теоретической основы. А для этого необходимо начинать более углубленно осваивать междисциплинарные знания, например, отдельные разделы из биофизики и квантовой механики, так как нужно не только лучше себе представлять действие физических законов на биологическом уровне организации вещества, но и научиться понимать, что с уменьшением размеров материальных объектов до наночастиц физические явления приобретают совершенно иные свойства. Я стараюсь избегать сложных терминов и формулировок, незнакомых читателям, но, как и вся передовая наука, мы должны готовить себя к переходу от ньютоновской концепции мироздания к осознанию того, что в основе всех природных и космических процессов сверхмалых или гигантских размеров лежит обмен энергоинформационными потоками. Безусловно, организм человека и зубочелюстная система не являются исключением из правил.

Как%то в одной из своих статей я упомянул имя выдающегося американского физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии 1965 года Ричарда Фейнмана. Он является общепризнанным родоначальником нанотехнологической эры в мировой науке. В конце 1959 года Фейнман выступил со своей знаменитой лекцией, название которой известно всем, кто интересуется этой темой. В приблизительном переводе оно звучит так: «Внутри пространства много места». И даже сегодня эта лекция удивляет дальновидностью автора. То, что когда-то казалось несбыточной фантастикой, пророчески исполнилось спустя каких-то 40-50 лет благодаря разработанным высоким технологиям. И конечно, это далеко не предел. Ученые всего лишь подошли к берегу неизведанного человеком субатомного океана, масштаб пространства которого еще предстоит выяснить, в том числе и таящиеся в нем опасности и последствия необдуманных действий и ошибок. Но любая технология не появляется на пустом месте. Ее ядром являются гипотезы, по выражению великого Иоганна Гете, – «это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово», что и продемонстрировал Р. Фейнман на самом высоком уровне. Мне кажется, этот пример достаточно показателен. Для меня эта уникальная личность также является авторитетом в подходе к построению гипотез и решению научных проблем.

— Ваше пожелание коллегам из 13 стран, где читают «ДентАрт».

— Я хочу пожелать всем уважаемым и дорогим моим коллегам и их семьям крепкого здоровья, мирного неба над головой, радостных солнечных дней в жизни, благополучия и успехов в работе! В это сложное и неспокойное время нас должно особенно сблизить общее любимое дело, взаимопонимание и взаимопомощь. А тем молодым людям, которые только переступили порог стоматологических вузов и факультетов, пожелаю не растрачивать себя по пустякам, а сконцентрироваться на выбранной цели. Не терять драгоценное время и приложить максимум усилий, чтобы не только овладеть искусством медицины, но и обрести за годы учебы и общения с учителями в Alma Mater ту внутреннюю духовно-нравственную опору, тот негаснущий в сердце Маяк Добра и Совести, который поможет правильно определять направление движения в бурном океане жизни, не сбиться с пути и всегда придти людям на помощь, даже СЛОВОМ, а это уже немало. Какие слова нужно найти и в какой форме их преподнести пациенту, зависит от клинической ситуации. И об этом дает ясные наставления «отец медицины» великий Гиппократ. «Чисто и непорочно проводить свою жизнь и искусство» завещано всем врачам в Клятве Гиппократа. Конечно, все это покажется поначалу трудным при существующих соблазнах. Но иного пути у врача нет. Пришло время вернуться к Гиппократу.

Если сделал первый шаг к своей будущей профессии, это значит, ты уже в пути. Наберись терпения — и преодолеешь неуверенность и страх перед неизвестностью в жизни. Твои учителя тебя научат, помогут, подскажут – они лучшие друзья. У тебя благородная цель, иди вперед смелей – ничего не бойся!

Беседовала Анна Антипович. Фото из архива Александра Постолаки.

Наверх