О детской стоматологии замолвите слово!

«ДентАрт» №1, 2009 год

Т. Ф. Виноградова.
Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей.
Учебное пособие. Москва. «МЕДпресс-информ». 2007

Эту книгу стоматологи детского возраста ждали очень давно! Пришло время обратить внимание стоматологов на современное состояние направления, которое называется «детской стоматологией». Особенно приятно, что автором этого учебного пособия является проф. Т. Ф. Виноградова, с именем которой детские стоматологи связывают становление и развитие стоматологии детского возраста. О роли проф. Виноградовой в развитии этого направления, с моей точки зрения, сказано еще очень мало. Сейчас за нее говорят не слова, а цветной атлас стоматологических заболеваний у детей, созданный на основе коллекции, которую накопила Тамара Федоровна, собирая ее в течении многолетней профессиональной, научной и лечебной деятельности. Главное — это личный опыт автора!>

Среди иллюстраций атласа я увидела и узнала случаи, которые Тамара Федоровна разбирала с нами, курсантами — врачами и преподавателями вузов, начиная от аспиранта до профессоров, заведующих кафедрами. Вспоминая консультации Тамары Федоровны и тех, кто на них присутствовал, можно отметить, что все, кто общался с ней, учился у нее, не изменили идеалам детской стоматологии. Атлас как учебное пособие рекомендуется для студентов медицинских стоматологических вузов и факультетов, врачей%стоматологов. Он состоит из предисловия и четырех глав, иллюстрированных фотографиями, черно-белыми рентгенограммами и рисунками. Первая глава пособия посвящена очень сложной патологии — заболеваниям пародонта у детей. Диагностика этого заболевания имеет большое значение для лечения болезни, которая в развившемся состоянии потребует значительных усилий, а у взрослых может и не привести к выздоровлению. Автор подчеркивает особенности клинического развития заболеваний пародонта у детей, связывая их с морфологической и функциональной незрелостью тканей пародонта и созревания детского организма.

В начале раздела представлена клас% сификация, которая и до настоящего времени широко используется в практической стоматологии. Цветными, очень точными фотографиями подтверждены клинические особенности гингивитов, пародонтитов, быстропрогрессирующей агрессивной формы пародонтита, пародонтоза, пародонтита, ассоциированного с системным заболеванием пародонта.

Во второй главе представлены чрезвычайно актуальные сведения об особенностях строения слизистой у детей в зависимости от возраста и влиянии этих структурных особенностей слизистой на течение и лечение патологии. На цветных фотографиях пациентов показаны клинические формы повреждений, заболеваний и изменений разной этиологии. Выделены в этой главе и разделы заболевания и аномалии прикрепления языка, заболевания губ. Автор убедительно доказывает, что развитие патологии языка и губ связано с особенностями морфологии слизистой полости рта и кожи околоротовой области. Их влияние на функцию губ и языка необходимо учитывать при планировании лечения, т.к. только при комплексном лечении с учетом упорной миогимнастики и правильной артикуляции может быть достигнут успех.

Третья глава освещает аномалии строения и пороки зубов. Этот раздел чрезвычайно актуален, т.к. до настоящего времени в учебниках и пособиях неправомерно аномалии и пороки развития, травмы зубов включают в единый раздел «некариозные заболевания зубов», объединяя разную по природе и клиническим проявлениям патологию и противопоставляя ее кариесу, что дезориентирует лечебную тактику врача. В отдельном разделе дана клиника и типы несовершенного амелогенеза, описаны причины его возникновения. Четвертая глава посвящена информации о кариесе молочных и постоянных зубов, пульпитах и периодонтитах. Автор убедительно доказывает, что кариес у детей — это инфекционный хронический патологический процесс, клиническим признаком которого является кариозный дефект — кариозная полость. Во вступлении к этой главе проф. Т. Ф. Виноградова высказывает свою точку зрения на два понятия: активность кариеса и «риск развития кариеса», которые в литературе нецелесообразно объединяются. Хотя эти понятия и сопряжены, но значение их разное. В первом случае понятие активности кариеса слагается из количества кариозных зубов и полостей, видов полостей, периодов возникновения кариеса и т.п.

Понятие «риск развития кариеса зубов у детей» — это комплекс общих и местных факторов, способствующих реализации причины.

Особенно важным и актуальным является раздел, где автор представляет свою методику расчета активности кариеса и риска его прогрессивного развития, приводит формулы расчета уровней интенсивности. Правомерны рекомендации по дальнейшему использованию информации об активности кариеса, которая должна быть вынесена на титульный лист амбулаторной карты. Эту информацию необходимо использовать всем специалистам, которые будут в дальнейшем лечить ребенка. И главное, это позволит целесообразно выбрать методику лечения, материал, запланировать комплекс мер профилактики и добиться его осуществления. На ортопантомограммах пациентов показаны клинические формы в зависимости от активности кариозного процесса, что позволит практическим врачам сопоставить свои наблюдения с рекомендациями автора атласа. Дальнейшее развитие кариеса и возникновение пульпитов и периодонтитов, оститов и остеомиелитов временных и постоянных зубов — звенья одной цепи, причиной которых является в основном нарушение барьерной функции зуба вследствие кариеса. Важным фактором, определяющим особенности клинического патоморфологического развития пульпитов, периодонтитов, оститов и других одонтогенных заболеваний детского возраста, является то, что пульпа, периодонт молочных и постоянных зубов тесно связаны между собой топографически, морфологически и функционально. Этот тезис подтвержден целым рядом рентгенограмм, ортопантомограмм, фотографиями различных клинических состояний осложненного кариеса.

Важной особенностью этой книги является приложенный компьютерный компакт-диск с иллюстративным материалом, который автор разрешает использовать в качестве наглядного пособия при проведении докладов, лекций, семинаров и др. Надеюсь, что при использовании этого материала будет обязательно ссылка на автора, доктора мед. наук проф. Т. Виноградову. Таким образом, атлас по стоматологическим заболеваниям у детей имеет большую практическую ценность для врачей и преподавателей. Он позволяет подтвердить свои знания и определить направление для будущего совершенствования.

Людмила Павленко-Панчешная,
почетный профессор, доцент кафедры последипломного образования
Украинской медицинской стоматологической академии

Наверх